
«Процесс борьбы с коррупцией в Украине – медленный. Это крайне сложно: сделать нужно намного больше, чем уже сделано». Тем не менее, есть институциональные сдвиги, и это лишь начало, — об этом в эксклюзивном комментарии изданию МИР заявил политолог Владимир Фесенко. – Да, говорить о том, что в этом процессе произошел прорыв, пока что нельзя, но уже есть определенная тенденция».
Напомним, во время своего выступления на Саммите устойчивого развития в рамках Генассамблеи ООН Петр Порошенко заявил, что Украина сосредоточена на борьбе с коррупцией.
Кроме того, на днях он утвердил состав Национального совета по вопросам антикоррупционной политики, который был создан еще в октябре 2014 года.
Говоря о темпах борьбы с коррупцией в стране, Владимир Фесенко обратил внимание на необходимость избрания антикоррупционного прокурора. «Национальное антикоррупционное бюро Украины не будет работать до тех пор, пока не будет избран антикоррупционный прокурор, — подчеркнул он. – И сейчас НАБУ просит разрешения у парламентариев на назначение и.о. антикоррупционного прокурора. А Верховная Рада работает крайне медленно и политизирует процесс борьбы с коррупцией».
«Борьба с коррупцией будет эффективной только тогда, когда очистят от коррупции судебную систему, систему правоохранительных органов, систему прокуратуры», — убежден эксперт.
Так, по его мнению, в первую очередь, следует отказаться от института залога. «Залогом сейчас активно пользуются все наши коррупционеры, — отметил он. — И возникает вопрос, откуда они берут деньги».
Как объясняет Владимир Фесенко, в данный момент в Украине существует два подхода к борьбе с коррупцией: эволюционный, приверженцы которого выступают за частичное обновление систем суда, прокуратуры и правоохранительных органов, при котором останутся некоторые старые кадры, и революционный, предусматривающий полное обновление.
«Эволюционный подход к борьбе с коррупцией – идеалистичен, — добавил он. — Просто его приверженцы боятся дестабилизации ситуации».
Подводя итоги, эксперт отметил, что факторов, тормозящих процесс создания новых антикоррупционных органов, много. В частности, среди них: политический интерес, сопротивление судебной системы, системы правоохранительных органов, системы прокуратуры, а также бюрократическое сопротивление.