vchaspik-global-message
 
to home
21:43, 29.03.2016

Детская игра помогла ученым раскрыть секреты принятия решений

Простота игры в «Камень — ножницы — бумагу» помогла ученым заметить психологические эффекты, которые заставляют игроков отходить от оптимальной стратегии выбора, ведущей к победе с наиболее высокими шансами. Как оказалось, отклоняться от идеального выбора игроков заставляют индивидуальные психологические закономерности.

Правила игры в «Камень — ножницы — бумагу» не дают преимущества ни одному из вариантов выбора. Однако выигрыш в ней определяет не только случай, но и психология игроков. Как пишут профессор канадского Университета Райерсона Джейми Линтаг (Jaimie Lintag) и его коллеги, игра предоставляет довольно редкую возможность наглядно наблюдать, как определённые особенности психики заставляют нас отклоняться от оптимальной стратегии выбора. Учёные исследовали их, анализируя результаты игры добровольцев против компьютера.

Несмотря на то, что математически обоснованная стратегия победы предлагает выбирать «камень», «ножницы» и «бумагу» с одинаковой частотой, люди чуть чаще (в 35,6 процента случаев) отдают предпочтение «камню». Возможно эту фигуру неосознанно ассоциируют с тяжелым и надежным орудием. К «бумаге» или «ножницам» склонностей не обнаружилось. Их выбирали в 32,2 и 32,1 процента случаев соответственно. Случайно проиграв в одном раунде, в следующем игроки реже, чем при простом случайном выборе, прибегали к комбинации, которая обернулась проигрышем.

Анализ сотен игровых раундов выявил и ещё одну особенность. После того как фигура принесла поражение, следующая выбиралась «ступенькой ниже» (например, «бумага» после «ножниц»), а если предыдущий раунд заканчивался ничьей, то «ступенькой выше» (например, «камень» после «ножниц»). Эти тенденции сохраняются и на третьем ходе игры, хотя и менее выражены.

Лучшей стратегией все же остается случайный стохастический выбор, однако обнаруженные ими психологические тонкости могут использовать увлеченные игроки, вырабатывая свои подходы к победе. Возможно, подобные эффекты влияют на наш выбор и в более серьезных вопросах, включая экономические и политические.

В 2013 году в Японии был сконструирован робот, побеждающий человека в игре «Камень — ножницы — бумага» со стопроцентным результатом. Выигрыш достигается не с помощью определенной стратегии, а за счет анализа движений руки человека с помощью высокоскоростной камеры.